Данный блог возник как ДНЕВНИК IV съезда региональных координаторов детского служения РЦХВЕ, который проходил в Москве с 1 по 6 ноября 2010 года. В настоящее время это платформа для сетевого взаимодействия между координаторами детского служения.

вторник, 13 марта 2012 г.

Обучение в игре

Под таким названием описали свой опыт работы с подростками Вадим и Аня Хасанзановы из Оренбурга. Цель подобных игр-занятий - найти путь к сердцу ребенка и подростка, чтобы эффективно передавать им Слово Божье.
Поскольку занятия ВШ имеют модель школьных занятий, то у ребят было не очень позитивное восприятие таких занятий. Поэтому понимая интересы ребят, они поменяли полностью подход к обучению: уроки проводят с детьми с 3 до 7 лет(т.к. они считают, что к ним относятся как к взрослым и готовы сидеть за партой и слушать); со старшими 9-14 лет занятия проходят в формате игр-соревнований. Ребята готовят вопросы для своих наставников к библейским соревнованиям по нескольким главам изучаемой книги. Игра может проходить в следующем формате: каждому игроку задается вопрос, он выбирает сложность ( на 1 шаг, 2 шага, 3 шага). Если отвечает правильно, то имеет права подойти к корзине на данное количество шагов и бросает в корзину маленькие мячи: одно попадание - 5 баллов. Таким образом, спортивная игра сочетается с наставлением, плюс тесное общение, укрепление дружбы.
Эффективность таких занятий налицо- стали приходить новые ребята из мира и изучают Библию, у них появился интерес к Слову, также вернулись те, кто раньше начинал ходить и бросил. Ребята с удовольствие посещают общие богослужение - это становится их домом. Новенькие чувствует себя в общении с христианскими детьми в моральной безопасности и не торопятся расходиться. Почти каждую неделю приходит кто-то новенький, ребята сейчас молятся за тех, кто хочет приходить на служение, но их не отпускают родители, у них появилось желание приводить своих друзей к Богу, переживают за тех, кто живет во всевозможных грехах. 
Сейчас уже надо думать, чтобы было больше духовной практики у ребят, чтобы они могли применять Слово в повседневной жизни. Нам нравится что они научились делиться своими внутренними переживаниями и борениями , и очень хочется, чтобы они полюбили Христа всем сердцем и нашли свое место в Теле Церкви! Да укрепит Господь с мудростью поливать Божье насаждение!
В итоге подобной работы, наши друзья пришли к выводам, что работа с подростками зиждется на нескольких постулатах:
Ø  Детей надо ЛЮБИТЬ
Т.е. в работе с подростками необходимо иметь к ним Божье отношение. Это важно, так как любовь мотивирует нас жертвовать своим временем и ресурсами для служения им. Мы не сможем оказать на них влияние без Христовой любви – подростки и дети чувствуют лицемерие со стороны наставников. Подросток находится в морально-агрессивной среде, общаясь со своими сверстниками (плоские шутки, язвительные замечания, выяснения отношений, драки, непостоянство в дружбе со сверстниками, попытки самоутвердиться в глазах общественности и т.п.), поэтому, приходя в церковь или на общения, он должен чувствовать себя в безопасности. Наставник обязан корректировать отношения в группе, не позволяя подросткам воздействовать друг на друга привычными методами мира сего. Подросток должен чувствовать принятие в группе или церкви, что здесь высоко ценят его статус человека. Как правило, подросток, приходящий на служения становится объектом критики со стороны сверстников, поэтому ему будет необходимо принять важное решение – на чьей быть стороне. Если в церкви есть удерживающие факторы, то подросток не вернется в прежнюю среду и выдержит давление.
Ø  Посвяти ему свое ВРЕМЯ
На самом деле удивительно насколько много времени подросток готов проводить со взрослыми и очень печально, что взрослые не ценят это благословение. Практика показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка – ему надо посвятить время. Нам может нравится давать детям задание, а потом с них спрашивать, почему они отнеслись к нему безответственно. Хотя нашей настоящей целью было - пока ребенок был «занят», делать свои личные дела. Таким образом, в отношениях с детьми проявляется наш взрослый эгоизм – дети помеха моим серьезным делам. А неуспеваемость в школе родитель готов списать на лень ребенка, его бездарность и безответственность. «Вот когда я был в твоем возрасте, то приносил одни пятерки со школы, еще занимал призовые места по бегу, участвовал в самодеятельности, мыл дома посуду, выносил мусор, а ты…». Со временем у ребенка вырабатывается полная апатия к учебе, нежелание находиться дома и пренебрежение своими заумными родителями. Далее, как правило, негативное поведение в обществе нацеленное на самоуничтожение, посредством получения синтетической радости (выпивка, секс, гуляния, наркотики).
Эффективное обучение подростка полностью зависит от количества времени, которое мы посвящаем ему. Современному подростку не хватает общения со взрослым человеком. Причем это не время за партой или за доверительной беседой. Мы любим проводить время с нашими подростками, играя в простые уличные игры, провожая их домой, общаясь за чаем, купаясь на реке и тп. Когда приходит время для наставления – они готовы отдать свое время, чтобы у нас учиться. Они понимают, что ценны в наших глазах и начинают ценить любой вид общения, появляются доверительные отношения.
Например, у некоторых ребят были сложности по иностранному языку, и мы с удовольствием посвящали им время, занимаясь с ними. Их друзья, узнав об этом, тоже стали обращаться за помощью. Таким образом, круг знакомств стал расширяться.
Если посвящать детям и подросткам только официальное время на богослужениях, то пожнем официальные отношения и взрастим формальных христиан. Наша цель, чтобы у подростков были живые отношения с Богом.
Ø  Подростка надо ЗНАТЬ
Наша главная здесь цель – найти путь к сердцу ребенка! Невозможно объективно учить и оценивать знание подростков, не зная их характера и внутреннего мира. Осознавая, что подросток это личность уникальная, мы должны понимать, что и подход к нему должен быть особым. В нашей группе находятся дети и подростки абсолютно разные по своему характеру и интеллекту. Кому-то нравится учиться за партой, кто-то, сидя за ней, полностью отсутствует; есть шутники, которые под этой маской прячут все свои переживания и расстройства; есть любители петь, есть, кому нравиться рисовать; кто-то до сих пор не умеет толком читать… И всегда есть искушение работать с ними по одной стандартной методике, не учитывая их особенностей, т.к. это потребует больше времени и напряжения со стороны учителя, но результат не всегда будет радовать! Обращая внимание на характерные особенности отдельных детей можно подготовить свою программу обучения, с кем-то заниматься отдельно, где-то применять фланелеграф, где-то собирать детей и выйти во двор. Много дадут обычные прогулки с детьми, когда, скажем, провожая их домой, они будут рассказывать о своей обиде на соседа по воскреске за то, что тот обозвал его; о том как он переживает, что говоря в школе о Боге подвергается насмешкам и не знает как себя вести при сверстниках. Все это выстроит прочные мосты взаимоотношений, на основании которых мы эффективно сможем передать всю волю Божью детям и подросткам.
Мы часто общаемся с детьми, когда помогаем им подтягиваться по школьным предметам, собираемся просто попить чаю, поиграть в настольные или уличные игры. В результате стали приходить новые подростки, которые видимо также ищут безопасный остров, где смогут отдохнуть сердцем, и мы открыты для них.
Один из подростков, придя на репетицию, подошел и сказал, что не может репетировать. Отойдя с ним в сторону, выяснили, что одна из девочек в нашей воскреске задела его за живое, посмеявшись над ним на улице. После разговора и молитвы он смог участвовать в репетиции и по христиански отнестись к возникшей ситуации.
Ø  ВЗАИМНОЕ проникновение интересов
Заметим, что последние 20 лет истории сильно изменили манеру поведения человека и это нельзя не учитывать. Мы жалуемся на то, что дети сутками сидят за компьютерными играми, попадая в зависимость. Мы видим, что между родителем и подростком очень большой разрыв в мировоззрении. В словарный обиход подростков вошел такой интересный термин восприятия родителей, как «предок», которым они говорят: «родитель – ты безнадежно отстал от жизни, ты не понимаешь меня и даже не делаешь попыток понять меня, а я не понимаю тебя и твоих моралей, которые ты мне пытаешься каждый день читать, мы люди с разных планет…». Здесь можно сослаться на постмодернизм, технологии, влияние сверстников и т.п., но в конечном итоге спрос будет только с тех, под чьей властью находится подросток – он «продукт» нашего воспитания!
Чтобы подросток стал жить моей жизнью и моими интересами, мне надо научиться жить его жизнью. Именно здесь проникновение сфер взаимных интересов – человека наставника и наставляемого. Здесь мы учимся разделять интересы подростков, участвуя в их бытовых делах: починить компьютер, те же школьные домашние задания, совместно отремонтировать велосипед, навестить во время болезни. Параллельно у них возникают вопросы духовного плана: они начинают делиться своими внутренними переживаниями, советоваться. Все это создает хорошую платформу для укрепления дружеских отношений, авторитета и передачи наставления. Если в моей жизни царствует Христос, то мимо внимания подростка это не пройдет. Для нас было большой победой, когда один из подростков дал свой сотовый и попросил удалить из него всю музыку и другую информацию пошлого характера. Причем я лично не просил его об этом.
Немного об игре в жизни подростков.
Игры подростков обычно воспринимают как несерьезное временное явление – пройдет время и этот ветер выветрится из головы и парень станет серьезным человеком.  Но желание играть у детей заложено никем иным как Богом. Вопрос – зачем?
Как-то в клубе на одной из репетиций по художественной самодеятельности бегало много детей и все попытки взрослых их заставить вести себя тихо не увенчались успехом. Одна женщина сказала мне: ну как здесь быть спокойной и не кричать??? На что я сказал, что с удовольствием побегал бы вместе с ними… Потом включил компьютер с простой игрой и «захватил» сразу 5-6 детей. Для детей естественно шумно играть – это их «среда обитания» и очень жаль, что взрослые в этом видят в основном помеху, а не возможность поучаствовать в жизни своих детей.
В играх много положительных моментов:
Во-первых, через игру дети и подростки учатся адекватно воспринимать окружающих. На служениях, где встречаемся с новыми людьми мы применяем игры-ледоколы, чтобы наладить тесное общение. Начиная с детского сада игра является помощником ребенку для адаптации в новом коллективе. Поэтому, желая наладить отношения с подростком – просто поиграй с ним в любую интересную игру. В игре мы видим друг друга естественными, из взаимоотношений исчезает формализм и натянутость.
Во-вторых, игра является подготовкой к взрослению. В игре подростки и дети репетируют свое поведение, которое проявиться во взрослой жизни. Обратим внимание, что для девочек свойственны игры с куклами – образ материнства, для мальчиков свойственно играть в машинки, войнушки – роль защитника, проектора. Если мы умеем вовлекать подростков в христианские игры, это поможет им строить отношения с Христом, подготовит их как будущих служителей.
В-третьих, игра – это метод обучения, способ восприятия информации. Обратим внимание, что в детских играх присутствуют различного рода считалочки, правила, синхронные движения (су-е-фа) и др. рода интерактивные действия, которые хорошо развивают память и учат командной работе. В игре подростка не надо уговаривать соблюдать правила – его интерес зависит как раз-то от их соблюдения. Подросток не очень любит школьные правила, скучную дисциплину. Но если это игра, то сразу меняется отношение к этим вещам.
Есть один фильм о нацистских лагерях, где был следующий эпизод: в лагерь попали отец с маленьким сыном лет десяти. Папа постоянно говорил, что все, что с ними происходит – это такая большая игра, что скоро приедут люди на больших танках и их освободят. Когда отца стали забирать, чтобы расстрелять, отец подмигнул сыну – мол, это игра, все в порядке и сын терпеливо ждал отца. А потом союзные войска захватили территорию лагеря, и когда пробивший стену танк въехал во двор лагеря, сын побежал ему навстречу со словами: папа же говорил, что игра так закончится! Игровой настрой помог проще относиться к происходящему и легче пережить тяжелые времена.
Также обстоит дело и с получаемой информацией – в игре подросток ее легче воспринимает, не озабочен оценочными баллами и отношением преподавателя к себе. В игре он ХОЧЕТ запомнить ее и применить должным образом.
Как правило, современная воскресная школа построена по модели светской школы: парта, пособие, домашнее задание. Данная модель зачастую отталкивает детей от христианского образования, т.к. ассоциативное восприятие настраивает их негативно к обучающему процессу. Как ни печально, но современная светская школа не самое любимое место детей и подростков – отсюда и ассоциации…
Поэтому наша задача – перестроить отношение подростков к христианскому образованию.
Как мы делаем:
 Определяемся, какую книгу Библии будем изучать. Собираемся с подростками на неделе, не во время богослужений и объявляем, что через 2 недели будет соревнование по кн. Бытие 1-5 главы. Услышав слово соревнование, подростки навострили уши. Соревнование будет в форме игры «поле чудес». Глазки у подростков заблестели. К данному мероприятию надо конечно же подготовиться. Не проблема, а интересно, какие будут призы??? Итак, открываем первую главу и читаем поочереди, отмечая все важные места и события. За эти две недели надо сделать барабан, скопировать правила с уже надоевшей всем телевизионной передачи и проводим игру.
Далее объявляем, что через две недели нас ждет еще одна игра: библейский брейн-ринг! Надо подготовиться…
Сейчас мы замечаем, как подростки начинают все серьезнее относиться к подготовке к играм. Они уже давно поняли для чего мы так делаем и совсем не возражают против такой формы образования.
Какие плоды? На богослужениях подростки стали постоянны и внимательны – проповедь звучит для них! Ребята приводят «на игры» своих друзей, наша воскреска растет. Наши отношения крепнут, мы лучше узнаем друг друга. Последний раз реб

Комментариев нет:

Отправить комментарий