Данный блог возник как ДНЕВНИК IV съезда региональных координаторов детского служения РЦХВЕ, который проходил в Москве с 1 по 6 ноября 2010 года. В настоящее время это платформа для сетевого взаимодействия между координаторами детского служения.

суббота, 23 марта 2013 г.

Каков твой коэффициент профессионализма?

Хочу поделиться статьейвстретившейся на сайте МАХШ. И неважно, что речь в данной статье идет относительно учителей христианских школ. Давайте поглядимся в это зеркало и спросим себя "А каким профессионалом являюсь я? И что мне нужно еще сделать, чтобы стать таковым с большой буквы?"
Перевод Льва Панчихина

Редакция Елены Мокренчук
Согласитесь, не все учителя школ-членов МАХШ являются профессионалами. Вы шокированы? Но давайте разберемся. Термин «профессионал» не имеет четкого определения, и в некотором контексте может даже иметь негативный смысл. Становится ли человек профессионалом, получив ученую степень? Ответ очевиден: человек не достигает статуса профессионального педагога, даже получив ученую степень, имея многолетний опыт работы или заслужив очень высокую зарплату.
Профессионализм необходимо оценивать категориями внутреннего состояния человека и его осознанием морального долга (Келли, 1995). Он затрагивает такие сферы, как обязательства, мотивация, отношение человека к педагогической деятельности и многое другое. Питер Дж. Кламп говорит, что профессионализм – это состояние души, базирующееся на жизненной позиции и манере поведения человека, проявляющихся в таких качествах, как компетенция, принципиальность, надежность, умение сопереживать, которые он считает верным образом действий по отношению к другим людям (1990).
Данное Клампом определение, несмотря на свою объективность, сводит все к тому, что профессионалом может стать любой, чье сердце находится в правильном состоянии, независимо от рода занятий (1990, 55). Но профессионал в сфере образования должен уметь хорошо обучать своих подопечных, беря ответственность не только за улучшение показателей их успеваемости, но также за развитие в них понимания и навыков, помогающих им сделать это. Это действие является моральным долгом профессионала.
Профессиональное развитие
Профессиональное развитие – это деятельность, которой педагоги занимаются с целью повышения качества обучения своих подопечных. Мы развиваем свой профессионализм, повышая свою компетентность, оттачивая умения, расширяя видение и понимание сферы образования. В центре нашего внимания должен находиться конечный результат, коим является обучение школьников, а не такие вещи, как единство организации, ожидания, связанные с аккредитацией, увеличение зарплаты и даже не личный профессиональный рост.
Профессиональное развитие – общее дело
Во многих сферах деятельности профессиональное развитие считается преимущественно личным делом. Например, химик может пройти программу повышения квалификации после окончания ВУЗа, а служитель церкви – приобрести дополнительную справочную литературу. Но в образовании нам необходимо воспринимать профессиональный рост как процесс приложения совместных усилий, протекающий, главным образом, среди людей. Такое изменение восприятия должно произойти обязательно, если школа хочет иметь хоть какую-нибудь надежду на прорыв и достижение уровня постоянного качества, совершаемые на благо детей, которых Бог доверил нам.
Ниже даны две формы для определения самооценки*. Готовы ли вы перестать защищать себя и допустить долю самокритики, которая позволит вам переосмыслить свою работу и внести необходимые коррективы?
Оцените свое согласие с приведенными ниже утверждениями по шкале от 1 до 4, где 1 означает «абсолютно не согласен», 2 – «частично согласен», 3 – «в основном согласен», 4 – «полностью согласен».
Оценочный лист А
Мероприятия профессионального развития обычно неактуальны для моей работы.
Мне нравится посещать конференции педагогов, главным образом, потому, что они дают мне возможность отдохнуть от школьной рутины.
Мне кажется, что уровень моего профессионализма достаточен для обозримого будущего.
Если бы школа подняла мне зарплату за более качественную работу, у меня бы прибавилось мотивации проходить дополнительное обучение.
Я не считаю, что мне необходимо что-то значительно улучшать в работе.
Мне не попадались новые книги, полезные для моей преподавательской деятельности.
Я не заинтересован в том, чтобы проводить обучение для своих коллег.
Для принятия решений, касающихся моего преподавания, я обычно не использую данные оценочной ведомости учеников.
Я посещаю курсы повышения квалификации, потому что я должен это делать. Учитывая мою низкую зарплату, я не считаю какие-либо завышенные ожидания от моего личного профессионального развития реалистичными.
Я не уверен, что какие-либо курсы повышения квалификации и другие мероприятия профессионального развития, запланированные на этот год, окажут значительное влияние на мое преподавание или успеваемость моего класса.
Я бы предпочел не брать на себя роль наставника других педагогов или не готов позволять другим учителям наблюдать за тем, как я учу.
Применение методов и уроков, полученных на мероприятиях профессионального развития, проводимых в этом году, не настолько важно, как выполнение других обязанностей, требующих моего времени.
Как профессионал, я не считаю, что мою работу нужно контролировать или оценивать в той мере, как это происходит сейчас.
Я не уверен, что могу считать себя профессионалом.
Хочу посоветовать вам держать результаты этой оценки в тайне. Чем меньше будет ваш суммарный балл, тем лучше. Но как обычно бывает в тех случаях, когда мы хотим, чтобы получилось меньше – выходит не так мало, как хотелось бы, особенно если мы честны по отношению к себе. Вот еще один метод оценки себя как профессионала:
По шкале от 1 до 4 оцените, как каждое из утверждений характеризует вас: 1 – это вообще не про меня; 2 – в некотором смысле это относится ко мне; 3 – в принципе, это про меня; 4 – да, я именно такой.
Оценочный лист Б
Я с радостью участвую во всех мероприятиях, позволяющих мне улучшать свою работу: в разработке школьной программы, анализе учебного материала, улучшении работы отделов, комитетов развития школы, в аккредитации.
Я ценю, когда кто-то из коллег критикует мою работу.
Я предпочитаю, чтобы мероприятия профессионального развития давали мне как можно более конкретную помощь в том, чтобы ученики лучше достигали целей обучения, поставленных школой.
Я поддерживаю миссию, ценности и философию школы.
Я считаю себя в значительной мере ответственным за благосостояние доверенных мне детей.
Я считаю себя апологетом школы и ее миссии перед родителями, учениками и обществом.
Я сотрудничаю с другими учителями в подготовке образовательных мероприятий и проектов междисциплинарного обучения, способствующих обучению школьников.
Я продолжаю развивать навыки использования современных технологий, которые могут быть применены в классе.
Я готов развивать сферу своей компетенции, чтобы, помогая своим коллегам, мы вместе достигли целей, стоящих пред школой.
Я беру на себя обязательство научиться тому, как эффективно задействовать внешние ресурсы, способствующие обучению школьников, такие как современные технологии и литература.
Я беру на себя обязательство собирать дополнительные сведения, относящиеся к моему предмету, и осваивать методы их преподнесения ученикам.
Я хорошо знаю, что лично ответственен за то, чтобы сообщать в специальные службы о случаях грубого обращения с детьми и издевательств над ученикам, и я полностью готов к осуществлению школьного плана действий в чрезвычайной ситуации. Я нахожусь на рабочем месте и доступен для общения с учениками и другими учителями в течении тридцати минут до начала и после уроков каждый день.
Я ищу возможности улучшить свое преподавание с помощью курсов повышения квалификации, профессиональных организаций и поисков дополнительной информации.
Я обсуждаю данные оценки успеваемости школьников со своими коллегами, чтобы, улучшая методы преподавания, повысить успеваемость моих учеников.
Заполнив оба оценочных листа, не обратили ли вы внимания на какой-либо аспект, который бы вы определили как цель своего профессионального развития? Возможно, вы даже осознали необходимость признать свои недостатки и начать их исправлять! Если же вы желаете сделать следующий шаг в оценке своей работы, попросите двух своих коллег заполнить эти оценочные листы от вашего имени. Узнайте их восприятие вашего отношения и посвящения работе. Чтобы определить свой коэффициент профессионализма, вычтите общий балл оценки А из общего балла оценки Б.
Коэффициент профессионализма
Баллы оценок
Б – А = PQ
Описание
Примечание
  -45 – -25
абсолютный непрофессионал
Родителям нужно надеяться, что их ребенок не попадет к такому учителю!
-24 – 0
просто работник
Приведут ли новые идеи к переменам в вашей работе?
1 – 15
потенциальный профессионал
Есть большая надежда! Двигайтесь вперед для общего блага!
16 – 45
посвященный профессионал
Вы, наверное, действительно посвятили себя профессиональному развитию для блага всей школы.
Примечания:
* Некоторые пункты опроса взяты из документа «Самооценка учителя и постановка целей» (редакция 2004 года) Христианской школы Колорадо Спрингс.
Список литературы:
Clamp, Peter G. 1990. Professionalism in education: A state of mind. The Education Digest 56, no. 2 (October): 53–56.
Kelly, Philip P. 1995. Teaching as a profession? Boise State University College of Education.
Дэвид Вилкокс, доктор философии
Координатор работы МАХШ в Азии и Латинской Америке

«Материал предоставлен Центром просветительских программ Международной ассоциации христианских школ www.acsi.org.ua»

Комментариев нет:

Отправить комментарий